За необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения управляющая организация будет обязана заплатить штраф
Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Соответствующая норма содержится в подписанном Президентом РФ Федеральном законе “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Устанавливается, в частности, что управляющая организация, ТСЖ, жилищный или жилищно-строительный кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилого фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
Федеральным законом, кроме того:
– вводится пятилетний срок действия лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом с возможностью его продления;
– Правительство РФ наделяется полномочиями по определению перечня грубых нарушений лицензионных требований;
– уточняются основания проведения органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля внеплановых проверок;
– полномочия по определению оператора государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства возлагаются на Правительство РФ;
– исключается норма, предоставлявшая потребителям коммунальных услуг право не вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги при отсутствии в ГИС ЖКХ платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также задолженности по такой плате.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в соответствии с предписаниями законодательства и отвечать требованиям разумности
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2018 N 5-П
“По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Логинова”
Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ пункты 1, 3 и 7 статьи 181.4, статью 181.5 Гражданского кодекса РФ и часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:
- предполагают совместное участие всех собственников помещений в многоквартирном доме в расходах на содержание общего имущества в таком доме и не исключают возможность учета общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме при принятии решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения особенностей помещений в данном доме (в частности, их назначения), а также иных объективных обстоятельств, которые могут служить достаточным основанием для изменения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, – при том условии, что дифференциация размеров соответствующих платежей, основанная на избранных общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме дополнительных критериях для определения долей такого участия, не повлечет за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории.
Обращаем внимание, что выводы вышеуказанного постановления не распространяются на многоквартирные дома, у которых выбран способ управления управляющей организацией.
Минстроем России предложен порядок расчета размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших решение об установлении размера такой платы или о выборе способа управления многоквартирным домом
Проект Приказа Минстроя России “Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за жилое помещение для собственников помещений, которые не приняли на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения или не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом”
Согласно проекту размер платы за жилое помещение дифференцируется в зависимости от типа многоквартирного дома, который определяется исходя из его конструктивных и технических характеристик, степени его благоустройства, этажности, состава общего имущества. Типы многоквартирных домов приводятся в приложении к проекту.
Расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД состоят из:
- расходов на оплату труда работников, выполняющих работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
- расходов на материальные ресурсы, включающих расходы на приобретение материалов, используемых для содержания и текущего ремонта конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем МКД, благоустройства, обеспечения санитарного состояния МКД и придомовой территории;
- расходов на содержание машин и механизмов, включающих в себя расходы на топливо, смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов, их амортизацию;
- иных общеэксплуатационных расходов.
В проекте приводится формула расчета за содержание жилого помещения.
Застройщики, участвующие в долевом строительстве, будут размещать электронные формы проектных деклараций на сайте dol.minstroyrf.ru
Приказ Минстроя России от 10.01.2018 N 3/пр “Об определении официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, предназначенного для заполнения застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, электронной формы проектной декларации” Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2018 N 49642.
Указанный сайт является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, предназначенным для заполнения застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, электронной формы проектной декларации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Минстроем России предложен порядок размещения застройщиками, участвующими в долевом строительстве жилья, сведений о своей деятельности в государственной информационной системе жилищного строительства
Проект Приказа Минстроя России “Об утверждении порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения застройщиками информации в единой информационной системе жилищного строительства”
Согласно проекту размещению в системе подлежит, в частности, следующая информация:
1) о многоквартирных домах, строительство которых осуществляется застройщиком с привлечением средств участников долевого строительства:
– разрешение на строительство;
– заключение экспертизы проектной документации;
– документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок;
– проектная декларация;
– заключение уполномоченного регионального органа власти о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям;
– сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений в компенсационный фонд;
– сведения об условиях привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия;
– проекты договоров участия в долевом строительстве, используемых застройщиком для привлечения денежных средств участников;
– договоры поручительства, заключенные застройщиком;
– фотографии строящихся многоквартирных домов, отражающие текущее состояние их строительства.
2) о разрешениях на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, в строительстве которых застройщик принимал участие в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации.
Указанная информация размещается в системе через личный кабинет застройщика (с помощью учетной записи в ЕСИА) в форме электронных образов документов – копий бумажных документов, созданных посредством их сканирования в файл формата PDF, или в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения заключения контролирующего органа. Если такое заключение получено до 1 января 2018 года либо договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства был зарегистрирован до 1 января 2017 года, информация подлежит размещению в системе не позднее 1 марта 2018 года.
Кроме того, застройщик размещает в системе следующую информацию о своей деятельности:
– промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
– годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
– аудиторское заключение.